Христововеры

Христововеры
(«хлысты») одна из старых форм русского сектантства. Возникновение X. связывают с именем крестьянина Владимирской губ. (по нек-рым источникам Костромской) Данилы Филипыча, к-рый объявил себя богом и дал своим последователям 12 заповедей, легших в основу хлыстовского учения. Он проповедовал свое учение с сер. 17 в. до 1700.
   В соответствии с учением X. Св. Дух может вселяться в «пречистую плоть» и такому человеку уже не нужно Свящ. писание, т. к. его «водит» сам Св. Дух. По преданию, Данила Филипыч отверг свящ. книги и велел бросить их в Волгу. Позже X. стали пользоваться Свящ. писанием, и во время их молений, называемых радениями, Евангелие всегда лежало на столе, его читали, но толковали аллегорично. Во время радений, к-рые проходили в чтении и пении молитв, стихов-распевцев и в своеобразных движениях, напоминавших неистовые пляски, на весь хлыстовский «корабль» (так называлась община X.) «нисходил Св. Дух», и нек-рые начинали «говорить на языках», пророчествовать.
   X. считали, что на нек-рых, воспринявших Слово Божие, Св. Дух пребывал всегда, и они, как когда-то Иисус Христос, становились помазанниками Божиими «христами». Самого Иисуса Христа X. не считали единосущным Сыном Божиим и искупителем человечества, а его воскресение понимали духовно.
   Распространено мнение, что название «хлысты» происходит от искаженного «христы», хотя, по другой версии, это название связано с обычаем хлестать себя во время радений. Сами X. называют себя «людьми Божьими».
   Во главе общины - «корабля» стоял свой «христос «кормщик и «богородица «кормщица, хотя в секте были «христы», признанные всеми «кораблями». Таковы Иван Суслов, Порфирий Лупкин с богородицей Акулиной Лупкиной, Аббакум Копылов с богородицей Анисьей Копыловой, Перфил Катасонов.
   В соответствии с учением X. человеческие души существовали в доматериальном мире, но после грехопадения были заключены в темницу плоть, созданную сатаной. Она-то и является виновницей всех человеческих бед и грехов, она мешает рождению Христа в каждом человеке. Для Х. был характерен крайний аскетизм. Им было запрещено участвовать в праздничном веселии, они не должны были создавать семьи и иметь детей, у них было много пищевых запретов (алкогольные напитки, чай, кофе, мясо, рыба, картофель, лук, чеснок). Хлысты изнуряли себя строгими постами, к-рые заключались в полном отказе от пищи и питья, иногда до семи дней.
   Представление о конце света выглядит в учении X. очень расплывчато и неоднозначно. Не во всех «кораблях» верили во второе пришествие, а там, где верили, считали, что после суда, вершить к-рый будет Данила Филипыч, праведные таинственно воскреснут, а неправедные пойдут на вечную муку.
   Внешне до 1905 X. не порывали с Правосл. церковью. Проживая среди православных, X. ради конспирации исправно ходили на исповедь и к причастию, на праздничные службы. Даже на своих молитвенных собраниях они крестились, читали церковные молитвы и акафисты. В их религ. обиходе были кресты и иконы, к-рым, правда, они давали имена своих «христов» и «богородиц».
   Эволюция X. шла по пути смягчения аскетизма. При А. Копылове и П. Катасонове в перв. пол. 19 в. «хлыстам» было разрешено иметь духовных жен-«духовниц», с к-рыми разрешалось супружеское сожительство без венчания, сняты были нек-рые пищевые запреты. Направление, к-рым руководил Катасонов, получило название «Старый Израиль».
   Во вт. пол. 19 в. появился «Новый Израиль», признанным «христом» к-рого стал В. Лубков. Он создал четкую организационную структуру секты, к-рой управлял с помощью «небесного кругозора» совета «апостолов», «евангелистов» и «равноапостольных мужей». Лубков отказался от умерщвления плоти и вместо призрачного Царства Божьего в будущем призвал своих последователей создать его на земле и сейчас. В условиях быстрого социального расслоения деревни и обнищания части крестьянства он успешно организовывал коммуны-общины по примеру раннехрист., провозгласив в своем «царстве» свободу и равенство. В 1905 Лубков объявил о полном разрыве с Русской Православной церковью. На 1 янв. 1912, по офиц. данным, «Старый Израиль» насчитывал 3012 чел., а «Новый Израиль» 5881 чел. В том же 1912, в поисках места для строительства Царства Божьего, Лубков, а затем и две тысячи его последователей выехали в Уругвай. В 1920-е гг. по призыву советского пр-ва они вернулись в Россию и основали коммуны на землях Войска Донского. Коллективизация нач. 30-х гг. привела к распаду орг-ции X.
   На протяжении 17 нач. 20 в. соц. состав секты постепенно менялся. Первоначально в кон. 17 нач. 18 в. секту X. составляли монашествующие московских монастырей, оброчные крестьяне Центральной России, приходившие в Москву на заработки, посадские люди. Постепенно X. появились в центральных и южных губерниях России, а также в Сибири. Государственные крестьяне составляли в секте меньшинство.
   Часть X. пошла по пути более радикальной борьбы с дьяволом и его порождением плотью. Они считали, что Адам пал именно потому, что вступил в супружеское сожительство с Евой, поэтому крещение духовное надо дополнить огненным оскоплением. В 60-е гг. 18 в. это направление, возникшее в хлыстовстве, видимо, значительно раньше, выделилось в самостоятельную секту скопцов. Сами себя они называли белоризцами, белыми голубями, людьми Божьими. Руководителем секты стал крестьянин Орловской губ. Кондратий Селиванов. Обряд моления у хлыстов и скопцов был очень похож, они пели одни и те же распевы, члены одной секты могли участвовать в молитвенных собраниях другой. В отличие от хлыстов, верящих в многократное воплощение Сына Божьего, скопцы считали, что Христос воплотился в Селиванове, к-рый, по преданию, не умер в 1832, а скрывается в Иркутской губ. и однажды явится судить мир. Скопцы жили среди православных и внешне не порывали с церковью, тщательно скрывая свою секту. С сер. 19 в. на Кавказе и в Сибири стали возникать целые поселения ссыльных сектантов. Со вт. пол. 19 в. число членов секты постоянно сокращалось. Изуверский характер делал секту малопривлекательной даже для фанатично верующих людей. На 1 янв. 1912 по офиц., явно заниженной статистике в России было 603 скопца. Секта окончательно распалась в 30-е гг. 20 в.
   С.А. Ипикова

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Христововеры" в других словарях:

  • ХРИСТОВОВЕРЫ — одно из названий секты хлыстов …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХРИСТОВОВЕРЫ — ХРИСТОВОВЕРЫ, последователи течения и среде духовных христиан, возникшего в конце 17 начале 18 вв. В некоторых общинах христо воисров существовала практика самобичевания, как средства умерщвления плоти и приведения себя в состояние экстаза… …   Русская история

  • христововеры — последователи течения в среде духовных христиан, возникшего в конце XVII  начале XVIII вв. В некоторых общинах христововеров существовала практика самобичевания как средства умерщвления плоти и приведения себя в состояние экстаза (отсюда другое… …   Энциклопедический словарь

  • христововеры — христовов еры, ов, ед. ч. в ер, а …   Русский орфографический словарь

  • ХРИСТОВОВЕРЫ — «люди божьи», хлысты одна из форм старого рус. сектантства, возникшая во вт. пол. 17 в. в центр, губ. России среди оброчных крестьян. Основателем христововерия считается костромской крестьянин Даниил Филиппович. По соц. содержанию учение Х ,… …   Атеистический словарь

  • Христововеры (Последователи Христовой Веры, Хлысты) — Одна из групп духовных христиан. Русская секта, возникла в начале XVII в. Первоначально христововерие распространилось в Костромском, Владимирском, Нижегородском и Московском уездах. Для христововеров характерно духовное понимание православия,… …   Религиозные термины

  • хлысты — ов; мн. 1. Христианская секта, не признающая священников и поклонения святым, отвергающая священные и церковные книги; хлыстоверы. Хлысты считают возможным воплощение Бога в праведных сектантах во время радений. 2. Последователи хлыстовства. ●… …   Энциклопедический словарь

  • Хлысты — У этого термина существуют и другие значения, см. Хлысты (значения). Хлысты, или христововеры  одно из старейших русских внецерковных религиозных течений (сект), экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в сер. XVII века среди …   Википедия

  • ХЛЫСТЫ — (христововеры) секта духовных христиан. Возникла в России в кон. 17 нач. 18 вв. Считают возможными прямое общение со Святым духом , воплощение Бога в праведных сектантах христах , богородицах . На радениях доводят себя до религиозного экстаза.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Khlysts — This article is about the Russian religious sect. For the American doom metal band, see Khlyst (band). Khlysts or Khlysty (Хлысты in Russian) was an underground sect from late 17th to early 20th century that split off the Russian Orthodox Church… …   Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»